Упражнение росток. Раздел iv темперамент и характер. Упражнения «медвежьи потяги»

30.04.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

← + Ctrl + →

Комплекс «побуда» («бодра»)

В древности эта гимнастика использовалась как универсальное средство для снятия усталости, пробуждения, подготовки Ведогона к накоплению энергии. В основе этого упражнения лежат естественные потягивания человека после сна или длительного бездействия. Необходимо дать телу и Ведогону проснуться. Эти структуры инертнее разума, поэтому включаются в необходимый ритм медленнее. Исходя из этой точки зрения, мы являемся противниками бега по утрам. Физиология человека такова, что интенсивная нагрузка (даже легкий бег) в «непроснувшемся» организме, вызывает повышенное выделение молочной кислоты, что, в свою очередь, создает реальную угрозу образования тромбов в просветах кровеносных сосудов со всеми вытекающими последствиями (инфаркт, инсульт и т.д.).

Мы предлагаем естественную, проверенную на практике альтернативу - комплекс «Побуда»- Этот комплекс имеет две характерные особенности:

1) выполняется однократно, без повторов;

2) на вдохе - это значит, что сознание и воображение мы активизируем именно на этой фазе цикла.

Очень важно подключать мыслеобразы, обозначающие движение энергии. Сознание работает с энергосферой (Ведогоном), а физическое тело лишь сопровождает внутренние трансформации, обеспечивая гармонизацию всех уровней. Этим Славянская гимнастика выгодно отличается от многочисленных практик, задействующих только разум и энергетику, обделяя вниманием физическое тело. Это, на наш взгляд, нарушает целостность ощущений и значительно снижает оздоровительный эффект упражнений.

Комплекс «Побуда» необходимо выполнять после сна или в любой момент, когда необходимо взбодриться и обновить энергетику.

Для более эффективного выполнения этого комплекса мы рекомендуем предварять «Побуду» («Бодру») следующими упражнениями: «Дождь», «Окрест» («Чертог»), «Большой маятник», «Пульс» (использовать ритм 4-2-4), «Внутренний маятник» (З раза).

Комплекс «Побуда» состоит из следующих упражнений:

1) «Росток»

2) «Корни»

3) «Медвежьи потяги» («Сворот», «Разворот»)

4) «Земля - небо» (4 положения)

5) «Велесова стопа» (4 положения)

После завершения непосредственно «Побуды» выполнить вновь «Внутренний маятник» 3 раза и закончить упражнением «Поселенный пузырь» - 1-7 раз.

Внимание! Упражнения «Побуды» делать с 30%-ным физическим усилием, то есть легко, свободно, с удовольствием. Мыслеобразы воспроизводим ярко, динамично, объемно. Концентрируемся на объеме. Все упражнения должны плавно и без остановки перетекать друг в друга.

Теперь опишем сами упражнения комплекса «Побуда» («Бодра»).

УПРАЖНЕНИЕ «РОСТОК»

Примите позу «Кучера». Руки свисают вниз и выведены чуть вперед плечами и локтями (локти направлены вперед, ладони повернуты друг к другу тыльными сторонами). Ощутите, как к вашим ступням приливает мощный Восходящий поток энергии. Взгляд на стопы. Очень постарайтесь визуализировать мыслеобраз. Начинайте вдох на 4 удара сердца, переправляйте Восходящий поток отстой в макушку («Родник») и далее в бесконечность. При этом взгляд и руки сопровождают движение энергопотока. Сначала вверх поднимаются плечи, затем локти, и далее руки устремляются вверх, ладони также повернуты тыльными сторонами друг к другу. Тело вытягивается, встает на «мыски» («носки»). Взгляд сопровождает ладони, по ходу их движения, снизу вверх. Задержка дыхания - 2 удара, тело максимально устремляется вверх. Далее выдох - 4 удара, тело встает обратно на «всю стопу». Руки и взгляд устремляются вниз, при этом ладони разворачиваются внутренней поверхностью друг к другу и в районе центра «3арод» плотно прижимаются друг к дружке, поворачиваясь пальцами вниз (см. фото 4, а, б, в ).

Примечание. Во время вдоха, то есть подъема рук, тело слегка подкручивать по спирали. Против часовой стрелки (от правого к левому), повторяя движения усиливающегося Восходящего потока.

В упражнении «Росток» также используется образ растущего молодого дерева.

УПРАЖНЕНИЕ «КОРНИ»

Положение «Кучер», взгляд через руки вниз, ладони плотно прижаты друг к дружке внутренними поверхностями, пальцы вытянуты в направлении Земли. Создайте мыслеобраз Нисходящего потока, приближающегося к «Роднику» (макушке).

На вдохе - 4 удара, перепустите Нисходящий поток из «Родника» вниз, через стопы к центру Земли, при этом подкручивая тело по часовой стрелке, синхронизируясь с Нисходящим потоком.

Задержка дыхания - 2 удара, усилить движение мыслеформы к центру Земли, тело немного приседает, стопы укореняются в опору. Используем образ корневой системы молодого дерева, врастающий в глубь Земли (см. фото 5).

Быдох - 4 удара, тело выпрямляется, подбородок поднимается, руки разводятся в стороны, чуть вниз и назад, как будто вы рвете финишную ленточку, принимаете исходное положение для следующего упражнения «Медвежий разворот».

УПРАЖНЕНИЯ «МЕДВЕЖЬИ ПОТЯГИ»

А «Медвежий разворот»

Это упражнение призвано проработать, активизировать горизонтальный поток Земли, проходящим через наше тело.

На вдохе - 4 удара, разворачиваем грудь, руки в стороны, чуть вниз и назад, голова приподнимается, ноги выпрямляются в коленных суставах, необходимо создать «натяг», идущий горизонтально через грудь, руки и выходящий через кисти, между сред ним и безымянным пальцами. Обратите внимание на фото 6. Это положение пальцев кистей используется в упражнении «Медвежьи потяги».

На выдохе - 4 удара, переходим в исходное положение следующего упражнения (фото 7).

Б. «Медвежий сворот»

В данном упражнении местом входа знергопотока Земли будут «задние ворота» Яра. Руки свести вперед и чуть вниз, так чтобы они перекрещивались на уровне локтевых суставов (внимание! У мужчин правая рука сверху, у женщин —левая). Тело принимает позицию «Кучера», подбородок опущен на грудь, спина округлая, положение пальцев кистей такое же, как в упражнении «Медвежий разворот». Мыслеформа горизонтального потока входит в межлопаточное пространство и устремляется в бесконечность. Образовать «натяг», проходящий по среднегоризонтальной линии лопаток, рукам и между средним и безымянным пальцами кистей (фото 15).На задержке дыхания - 2 удара, усилить «натяг» и мощность мыслеформы потока Земли (фото 8). На выдохе - 4 удара, распрямляем тело. Руки развести в стороны горизонтально.

В. «Земля-Небо»

Стоять прямо, руки разведены в стороны параллельно земле, пальцы широко растопырены. Мысленно проведите плоскость, разделяющую грудь и руки в горизонтальном направлении, образуя две части - верхнюю и нижнюю (фото 9). В данном упражнении прорабатываются Восходящий и Нисходящий потоки в их объемноплоскостном аспекте. Условная разделительная линия делит руки на внутреннюю и внешнюю поверхности. Эти поверхности и будут ориентиром в работе с потоками.

Положение А (Восходящий поток)

Тело в исходном положении, показанном на фото 16. Руки вытянуты в стороны, внутренней поверхностью вниз, пальцы широко растопырены.

Вдох - 4 удара, втягиваем Восходящий поток всей нижней частью тела плюс внутренние поверхности рук и ладоней. Тело выполняет легкое вращение против часовой стрелки, то есть справа налево, встраиваясь таким образом в Восходящий энергетический поток.

Задержка - 2 удара, еще вытягиваем руки в стороны, усиливаем мыслеобраз Восходящего потока.

Выдох - 4 удара, руки и ладони поворачиваются внутренней поверхностью вверх, готовясь насытиться нисходящим потоком.

Положение Б

Тело расположено как и в предыдущем упражнении, но руки и ладони «смотрят» вверх внутренними поверхностями. Голова приподнята, следуя принципу «синкинезии».

На вдохе - 4 удара, принимаем Нисходящий поток.

Задержка дыхания - 2 удара, усиливаем мыслеобраз, расширяемся в пространстве.

Выдох, 4 удара, остаемся в прежнем положении, расслабляемся, а снимание переключается на внешнюю поверхность рук и ладоней. В данном упражнении «Б» мы прорабатываем Нисходящим поток, поэтому подкручиваем («свиляем») тело по часовой стрелке.

Положение В

Теперь наше сознание концентрируется на внешней поверхности руки и ладони. Остаемся в предыдущем положении, и повторяю, внимание переместить на внешнюю поверхность руки, обращенную вниз.

На вдохе - 4 удара, принимаем Восходящий энергопоток.

Задержка дыхания - 2 удара, усиливаем мыслеобраз и «внутренний натяг».

На выдохе - 4 удара, разворачиваем руки и ладони внешней поверхностью вверх и приподнимаем голову. При проработке Восходящего потока тело вращаем против часовой стрелки, то есть спра ва налево.

Положение Г

Наше тело находится в выпрямленном положении, ноги чуть уже ширины плеч, стопы параллельны, руки разведены в стороны, внешней поверхностью вверх, пальцы широко раздвинуты, как будто пытаются захватить объем.

Вдох - 4 удара, втягиваем Нисходящий энергопоток, подкручиваем туловище по часовой стрелке, задержка дыхания, 2 удара, усиливаем «внутренний натяг» и увеличиваем мощность мыслеформы.

Выдох - 4 удара , руки опускаем вниз, готовимся к следующему упражнению комплекса «Побуда».

УПРАЖНЕНИЕ «ВЕЛЕСОВА (МЕДВЕЖЬЯ) СТОПА»

Это упражнение в комплексе «Побуда» является ключевым, так как проявляет в полной мере «внутренний натяг» или, другими словами, уровень активизации психоэнергетической сферы (Ведогона). Встаньте прямо, ноги - чуть уже плеч, руки опущены вдоль тела, ладони стремятся вниз, плечи и макушка - вверх. Теперь переместите вес тела на правую ногу, а левую…

Положение А

Прямая нога поднимается немного вверх, так чтобы пятка оторвалась от опоры. Если по каким-либо причинам работать, стоя на одной ноге, сложно, вполне допустимо опираться на другую ногу. На левой ноге пятку вытяните вниз, а носок направьте вверх и к себе, так, чтобы слегка напряглась икроножная мышца. Плечи подтягиваются вверх, кисти рук устремляются вниз. Пальцы на руках плотно сложены вместе, кроме большого. Большой палец отставлен от кисти под углом 90?, так чтобы сухожилие между ним и указательным пальцем было сильно натянуто «как струна» (фото 10). Мысленно делим левую, поднятую ногу вдоль, на две поверхности: внешнюю и внутреннюю. В данном положении «А» нас интересует внутренняя поверхность ноги (фото 11).

Итак: вдох - 4 удара, тянем пятку левой ноги и кисти рук вниз, макушку и особенно плечи - вверх (это очень важно, иначе будете терять равновесие). В этот момент втягиваем Восходящий энергопо ток в заднюю поверхность левой ноги. Задержка дыхания, расширение увеличить, мыслеформу усилить. На выдохе - 4 удара, стопа разгибается носком вперед и вниз.

Положение Б

Тело находится в таком же положении (положение А), НО! Стопа вытянута носком вперед и вниз. Мыслеформа, то есть часть сознания переместилась во внешнюю поверхность ноги, которая готовится принять Нисходящий энергопоток (фото 12). Выполняем вдох - 4 удара, вытягиваем носок вперед и вниз, кисти в том же направлении, Макушка и плечи стремятся вверх. Нисходя щий энергопоток пропитывает внешнюю поверхность ноги.

Задержка дыхания - 2 удара, мыслеформа, натяг и расширение увеличиваются. Выдох - 4 удара, ставим левую ногу на землю, при этой ударив слегка левой пяткой оВ опору. Мыслеформа перемещается в правую ногу.

Положение В

Абсолютно идентично положению А (фото 11), только для правой ноги. Мыслеформа вo внутренней поверхности правой ноги, работает с Восходящим потоком.

Положение Г

Положение Г такое же, как положение В (фото 12), только для правой ноги. Мыслеформа находится вo внешней поверхности правей ноги и втягивает Нисходящий поток. В конце выдоха слегка стукнуть о землю правой пяткой.

Как отрабатывать комплекс «Побуда» ?

1. Рекомендуем начинать с «шаблонного уровня». Вначале изучить, запомнить и многократно повторить движения физического тела. Затем сопоставить дыхание и биение сердца. Далее с шаблонного уровня можно переходить на идеомоторный, то есть подключить к движениям, дыханию и пульсу «цветную картинку» энергопотоков. Это и есть основа основ Славянской гимнастики - очень простая, когда изучишь, и весьма эффективная, в чем вы сами убедитесь. Цвета потоков - дело индивидуальное, но мы, как всегда, предлагаем свои, проверенные варианты: золотистый, серебристый или универсальный цвет белого золота.

2 . Энергопотоки мысленно направляйте в строго указанные зоны. Работайте с мощностью и интенсивностью изображения, так как оно является отображением волевого влияния Разума. Со временем можно прибавить к мыслеформам энергопотоков изображения Яра и «натягов», то есть направлений расширения и сжатия Ведогона.

При постоянных занятиях результат не заставит себя ждать. От воображения вы перейдете к ощущениям на физическом уровне, что является искомым эффектом, так как далее начинается более высокий уровень расширения возможностей сознания и энергетики личности.

3. Все «энергонатяги» Ведогона в « славянке» выполняются от центра Яра.

4. Все указания по поводу концентрации внимания, усиления мыслеобраза и т.д., нужно понимать с точки зрения «объемного сознания». Чем больше процессов, объектов, явлений вы можете осознавать одновременно, разделяя сознание, и при этом будучи способны взаимодействовать отдельным сегментов сознания с объектом, тем мощнее ваши энергетические и психо-суггестивные возможности. Это определяет уровень иммунитета и состояние здоровья.

← + Ctrl + →
Упражнение «дыхание перуна» («внутренний маятник») Упражнение-ключ «поселенный пузырь»

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Методические указания:

Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе условно делится на три этапа:

1 - этап - мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

2 - этап - мышечная релаксация по представлению; внушение покоя и расслабленности;

3 - этап - внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.

На первом этапе воспитатель объясняет детям, что такое поза покоя, какова цель первой игры, описывает необходимые действия. Текст рифмовок (их автор М.Лаписова), настраивающих на определённый лад, ребята не повторяют вслух.

Интонация, медленный темп речи ведущего должны способствовать представлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе спокойствии. Каждое занятие по релаксации начинается с позы покоя. Предполагается, что в конце первого этапа дети научатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота.

На втором этапе можно перейти к расслаблению мышц речевого аппарата и формулам внушения, которые закрепляют ощущения расслабленности и спокойствия. Голос воспитателя должен быть негромким, успокаивающим, речь - чёткой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Чётко звучат логические ударения. Внушение проходит наиболее эффективно, если сам ведущий вызывает у себя те же ощущения. которых он добивается у детей.

Практика показала: выход из состояния релаксации должен быть всегда одинаковым и постепенным. Поэтому, особенно в первое время, следует напоминать детям: «Команды выполнять точно, раньше времени глаза не открывать». Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносятся громко, бодро и чуть быстрее.

К концу второго этапа воспитатель вызывает у детей образное представление о расслабленности и спокойствии: прелагается вспомнить, как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка. Чтобы усилить состояние релаксации, в сеансе внушения вводится сравнение типа: «будто мы лежим на травке, на зелёной, мягкой травке…».

Релаксация по представлению подводит ребёнка к тому, что со временем он сам сумеет расслабиться, успокоиться, то есть к возможности саморегуляции.

На третьем этапе расслабление по контрасту с напряжением исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Повторяются уже известные детям формулы и вводятся новые, направленные на формирование правильной речи. Уделяется внимание технике речи («Звук ударный выделяем, чётко паузы соблюдаем. Всегда ясно говорим, никогда мы не спешим…»)

Для более эффективного и быстрого снятия эмоционального напряжения педагог может применить методику релаксации, то есть мышечного расслабления. Предполагается, что расслабляя определенные группы мышц, можно добиться состояния психической стабильности, успокоения и отдыха. Релаксация достигается следующим образом: дети садятся в удобную позу, закрывают глаза, слегка опускают нижнюю челюсть, будто пытаются произнести звук «ы», стремятся расслабить все мышцы лица («лицо релаксанта»), ни о чем не думать и вызвать у себя ощущение полного спокойствия. Сеанс мышечного расслабления длится 3-4 мин и повторяется 4-5 раз в день.

Упражнение «Силач».

Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что Вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

Упражнение «Весы».

Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. «Уравновесить» чашечки весов.

Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз, пальцами от себя. С силой вытянуть ее: на этой чашечке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, расслабиться. Повторить упражнение, изменив положение рук. Аналогичное упражнение можно выполнять лежа, весами при этом становятся ноги.

Упражнение «Травинка на ветру».

Р. изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).

Упражнение «Раскачивающееся дерево».

Строится аналогично предыдущему упражнению (корни - ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова), которое может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый Р. представил себя «своим» деревом: ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.

Упражнение «Парусник».

Р. изображает лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены; сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках. Подул ветер, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в исходное положение.

Упражнение «Дракон».

Р. изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт рукам-крыльям. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море.

Упражнение «Двигательный репертуар».

Детям предлагается свободно двигаться по комнате самыми разнообразными способами, не касаясь друг друга и сосредоточившись на ощущениях, возникающих в теле. Они могут передвигаться с разной скоростью: медленно, максимально быстро (медленно), чуть медленнее и т. п.; с различным уровнем напряжения (максимально напряженно, чередуя напряжение-расслабление разных групп мышц, максимально расслабленно). В ходе этого процесса их просят вспомнить и воспроизвести (телом) различные ощущения: холода, жары, вкусной еды, неприятных запахов, сильного ветра в спину и т. п. Эти и следующие упражнения направлены на расширение диапазона движений по следующим параметрам: быстрые - медленные, мягкие - жесткие, сильные - слабые; тяжелые - легкие, непрерывные - отрывистые, свободные - с сопротивлением.

Упражнение «Огонь и лед».

Исходное положение - стоя в кругу. По команде «Огонь!» - дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый Р. выбирает произвольно. По команде «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Преподаватель (далее П.) несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.

Упражнение «Рыбки и водоросли».

Упражнения со сменой ролей: плавные, легкие движения водорослей - на месте, а рыб - с передвижением в «воде».

Упражнение «Страна кукол».

Когда-нибудь все люди вырастают и забывают, что были детьми. Игрушки, которые мы так любили в детстве, не исчезают бесследно. Они просто уходят в свою страну, куда мы сегодня и отправляемся, став ненадолго разными «куклами».

«Свободная кукла»: индивидуальный танец в том образе, который выберет Р.

«Гуттаперчевая кукла»: движения мягкие, плавные; тело -полностью расслабленно (тело «без костей»). «Пластмассовая кукла»: напряженное тело, законченные движения.

«Марионетка»: кукла, которую кукловод - П. или другой Р. - приводит в движение при помощи нитей, привязанных к различным частям ее тела. Это упражнение направлено на осознавание центров движения.

Упражнение «Росток».

И. п. - сидя на корточках; голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Представь себе, что ты - маленький росток, только что показавшийся из земли. Ты растешь, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе «расти».

Называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности других. На счет 1 - медленно выпрямляются ноги; 2 - ноги продолжают «расти», постепенно «оживают» руки, висят как «тряпочки»; 3 - осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); 4 - выпрямляются плечи, шея и голова; 5 - руки поднимаем вверх, смотрим на «солнышко», тянемся к нему. Усложняя задачу, П. может увеличивать этапы «роста» до 10-20.

Упражнение «Репка».

И. п. - на корточках, колени разведены в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ног. Из этого положения «репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх и поднимаются немного выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко.

Упражнение «Потянулись - сломались».

И. п. - стоя. Руки и все тело устремлены вверх (пятки от пола не отрывать).

П.: Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (пятки прижаты к полу)... А теперь представьте, что наши кисти сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки «сломались» в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), «сломались» в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе.

Упражнение «Подвески».

Детям предлагается представить, что они куклы - марионетки, которые после выступления висят на гвоздике в шкафу.

Инструкция: «Представьте себе, что вас «подвесили» за руку, за палец, за плечо и т. д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается».

Упражнение выполняется в произвольном темпе, лучше с закрытыми глазами.

Упражнение «Сосулька».

Ребятам предлагается представить, что он - сосулька. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Следует зафиксироваться в этой позе на 1-2 минуты. Затем Р. предлагается представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая им сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног.

Упражнение «Воздушный шар».

В положении стоя закрыть глаза, руки поднять вверх, глубоко вдохнуть и набрать в себя воздух. Р. предлагается представить, что он большой воздушный шар, наполненный воздухом. В данном положении необходимо зафиксироваться в течение 1-2 минуты, затем представить, что в шаре появилось небольшое отверстие. Следует медленно выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.

Кинезиологические упражнения - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

На развитие головного мозга еще влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы!

Примите позу «Кучера». Руки свисают вниз и выведены чуть вперед плечами и локтями (локти направлены вперед, ладони повернуты друг к другу тыльными сторонами). Ощутите, как к вашим ступням приливает мощный Восходящий поток энергии. Взгляд на стопы. Очень постарайтесь визуализировать мыслеобраз. Начинайте вдох на 4 удара сердца, переправляйте Восходящий поток отстой в макушку («Родник») и далее в бесконечность. При этом взгляд и руки сопровождают движение энергопотока. Сначала вверх поднимаются плечи, затем локти, и далее руки устремляются вверх, ладони также повернуты тыльными сторонами друг к другу. Тело вытягивается, встает на «мыски» («носки»). Взгляд сопровождает ладони, по ходу их движения, снизу вверх. Задержка дыхания – 2 удара, тело максимально устремляется вверх. Далее выдох – 4 удара, тело встает обратно на «всю стопу». Руки и взгляд устремляются вниз, при этом ладони разворачиваются внутренней поверхностью друг к другу и в районе центра «3арод» плотно прижимаются друг к дружке, поворачиваясь пальцами вниз (см. фото 4, а, б, в).

Примечание. Во время вдоха, то есть подъема рук, тело слегка подкручивать по спирали. Против часовой стрелки (от правого к левому), повторяя движения усиливающегося Восходящего потока.


В упражнении «Росток» также используется образ растущего молодого дерева.

Венера Шаймарданова
Коррекционно-развивающая психологическая программа «Ничуть не страшно»

Цель программы: коррекция тревожности и страхов у детей дошкольного возраста.

В ходе работы решаются следующие задачи:

Учить детей понимать свои чувства, чувства других людей и уметь рассказывать о них;

Снять эмоциональное напряжение; помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов;

Обучить методам релаксации;

Переориентировать ребенка, помочь перевести страшные образы в разряд беззащитных и несчастных, которых стоит пожалеть и защитить.

Занятие № 1

«Знакомство»

Цель: знакомство друг с другом, сплочение детей, эмоциональное расслабление.

Материалы для занятия: большой лист бумаги – ватман, краски, магнитофон, спокойная музыка, макеты кочек, тест страхи.

Ход занятия:

Приветствие (поздороваться плечиками соседа)

Разминка: «Росток»

Беседа с детьми

Обсуждение с детьми что такое страх, как он проявляется, что испытывает человек который испугался, выражение его лица, какие страхи знают дети.

Упражнение «Лягушки на болоте»

На полу выкладываются кочки на разном расстоянии друг от друга, детям предлагается пропрыгать все кочки не пропуская не одной.

Упражнение «Ласковый мелок»

Рисование

Дети рисуют совместный рисунок на тему «Следы невиданных зверей». С помощью пальцев рисуют рисунок.

Прощание

Занятие № 2

«Наши страхи»

Цель занятия: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха.

Материалы : цветные ладошки, карандаши, краски, листы бумаги, музыка.

Ход занятия:

Приветствие

«Каждый из вас называет положительные качества, давайте подумаем, что же вас хорошего»

Упражнение «Наши страхи» (под музыку)

Дети перечисляют, кто чего боится, затем рисуют свой страх. Дети рассматривают рисунки и по очереди рассказывают, что они нарисовали и чего боятся.

Упражнение «Цветные ладошки»

Упражнение «Фу, убирай»

Все дети должны встать в центре круга и положить друг на друга кулачки столбиком, после произнесения слов: Ветром сдунет, огнем сожжет фу убирай дети должны убрать кулачки и быстро вернуться по своим местам.

Упражнение «Разорви свой страх»

Дети рвут листочки со своим нарисованными страхами на мелкие кусочки и бросают в мусорную корзину. Обсуждение. Делятся впечатлениями.

Прощание (рефлексия, что было на занятии, какие упражнения понравились)

Занятие № 3

«Ничуть не страшно»

Цель занятия: формирование положительной самооценки, уверенности в себе, снижение тревожности.

Материалы: компьютер, мультфильм «Ничуть не страшно», магнитофон, музыка.

Приветствие «Дружба начинается с улыбки»

«Ребята давайте улыбнемся друг другу и пожелаем что-нибудь хорошего друг другу».

Показ мультфильма «Ничуть не страшно». Обсуждение.

Упражнение «Прогулка по лесу» (под музыку)

Дети, выстроившись за психологом, должны представить, что они гуляют по лесу, повторяя в цепочке все движения психолога: бодро шагать по тропинке, двигаться боком по узенькой дорожке, красться тихо около лесной берлоги с мишкой, широко перешагивать через валежник, бревна, перепрыгивать через лужи, с трудом поднимать ноги, завязнув в раскисшей от дождя глине, осторожно пройти меж зарослей крапивы, прыгать по болотным кочкам, наклониться, чтобы грибы-ягоды собрать и положить в лукошко, сорвать спелых орехов, осторожно на цыпочках перейти шаткий мостик через речку

Упражнение «Похвалики»

Каждый из детей должен похвалить вначале себя, затем своего соседа. (назвать в что он умеет делать лучше, какие хорошие качества у него есть)

Упражнение «За что меня любит мама»

Детям предлагается сказать за что их любит мама, и за что они любят маму.

Упражнение «Росток» (под музыку)

Дети превращаются в маленький росток (садятся и сворачиваются в клубок и обхватывают колени руками) все чаще пригревает солнце и росток начинает расти и тянуться к солнышку. Все движение выполняются под музыку.

Прощание (рефлексия, что было на занятии, какие упражнения понравились)

Занятие № 4

«Чувствительные ладошки»

Цель занятия : снижение психоэмоционального напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия.

Материалы: мяч, магнитофон, музыка, ящик с песком, цветные ладошки, пластилин

Ход занятия:

Приветствие

Психолог и дети встают по кругу лицом друг к другу. Взрослый дает детям мяч, и они, передавая мяч друг другу, говорят: «Я рада тебя видеть Таня» и т. д.

Упражнение «Чувствительные ладошки»

Детям предлагается с помощью ладошек на песочке изобразить различные узоры например: круг, солнце, змею,волну, следы машины и т. д.

Упражнение «Угадай, что спрятано в песочке»

Психолог прячет какой-либо предмет в песочнице, дети должны по очереди на ощупь угадать, что там спрятано.

Упражнение «Цветные ладошки»

Психолог держит три ладошки. Дети хаотично передвигаются по комнате. Каждый из ребят должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Предлагают три способа поздороваться: если психолог поднял красную ладонь – надо пожать руку; синюю – дотронуться до плеча; желтую – поздороваться спинами (прислониться и потереться).

Упражнение «Лепка своего страха» (под музыку)

Детям предлагается из пластилина слепить свой страх. Рассматривание фигурок и обсуждение. Затем каждый из детей должен уничтожить свой страх (разломать свою фигуру)

Упражнение «Ласковый мелок»

Детям предлагают поиграть в игру. Необходимо с помощью пальчика нарисовать на спине соседа какой-либо узор, он должен догадаться, что изобразили на его спине.

Прощание (рефлексия, что было на занятии, какие упражнения понравились)

Занятие № 5

«Я победил свой страх»

Цель занятия: освобождение от отрицательных эмоций, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в своих силах.

Материалы: сердечко, магнитофон, музыка, ватман, карандаши, краски, медальки

Ход занятия:

Приветствие

Психолог предлагает детям с помощью сердечка у кого оно окажется сказать доброе слово все участникам занятия.

Упражнение «Сказка по кругу»

Психолог начинается сказку про страхи, дети должны продолжить сказку. Детям говориться, что одно из условий: сказка обязательно должна закончиться положительным концом.

Упражнение «Четыре стихии»

Дети сидят по кругу. Психолог договаривается с ними: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, при слове «огонь» - вращать руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибется, выбывает из игры.

«Конкурс художников»

Психолог раздает детям черно-белые изображения какого-либо агрессивного персонажа сказки и предлагает поиграть в художников, которые могут превратить этот персонаж из злого в доброго. Для этого нужно нарисовать к изображению «добрые» детали: бантик, венок, цветы, улыбку и т. д. По окончании работы можно устроить конкурс «Чей герой добрее всех?»

Упражнение «Фантастическая планета»

Ребятам предлагается нарисовать фантастическую планету на которой присутствует только доброта, дружба, и нет никаких страхов.

Раздача медалей «Я победил свой страх» (заранее заготовленных)

Прощание . Беседа о том, что делали на всех занятиях, беседа о том, что не нужно бояться страхов, пожелание друг другу всего хорошего.

Последние материалы сайта